Контрольно-счетной палатой Архангельской области завершен сбор, обобщение и анализ информации
В соответствии с пунктом 4.9 Плана работы Комиссии Совета по развитию внешнего муниципального финансового контроля на 2015 год контрольно-счетной палатой Архангельской области проводился сбор, обобщение и анализ информации результатов контрольной и экспертно-аналитической деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, включая обзор судебной практики.
Сбор информации проводился в марте-апреле, уточненные результаты поступали до 31 августа текущего года. Информация представлена по всем федеральным округам. Мониторингом охвачено 2000 муниципальных контрольно-счетных органов. Активно принимали участие в мониторинге контрольно-счетные органы Хабаровского края, Воронежской, Новосибирской, Вологодской и Ленинградской областей, республики Коми.
По результатам обобщенной информации контрольно-счетной палатой Архангельской области подготовлена аналитическая записка.
По представленной информации контрольно-счетные органы муниципальных образований в основном реализуют свои полномочия путем проведения экспертно-аналитических мероприятий, доля которых составляет 73,7% от общего количества проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В среднем на одного сотрудника КСО МО приходится 3,9 проведенных контрольных мероприятий и 10,9 экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольно-счетные органы муниципальных образований выносят представления и предписания по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по нормам Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 6-ФЗ от 07 февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации», в то время как по нормам Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» представления (предписания) выносятся только на основании контрольных мероприятий.
В связи с отличием содержания и случаев вынесения представлений (предписаний) в Бюджетном кодексе РФ и Федеральном законе №6-ФЗ, возникает правовая неопределенность при вынесении соответствующих актов контрольно-счетных органов.
Анализ судебной практики показал, что предписания и представления контрольно-счетных органов муниципальных образований практически не являются предметом оспаривания. В основном контрольно-счетные органы привлекаются к участию в судебных производствах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Устранение финансовых нарушений (возврат утраченных средств или возмещение причиненного ущерба) в ряде случаев проблематично в связи с отсутствием системного механизма взаимодействия между «собственниками средств» и контрольно-счетными органами.
По результатам сбора информации контрольно-счетной палатой Архангельской области направлены предложения целях совершенствования действующего законодательства.