Александр Дементьев: «Стерильных бюджетов не бывает»
В сентябре Контрольно-счетная плата Архангельской области отметила свое пятилетие. О том, с какими результатами главные аудиторы Поморья подошли к этой дате, мы побеседовали с председателем КСП Александром Дементьевым.
- Контрольно-счетная плата существовала и раньше. Однако, до сентября 2011 года она находилась в структуре областного Собрания депутатов и была подотчетна ему. Но с принятием нового областного закона о нашем статусе мы получили все атрибуты независимого юридического лица, - рассказывает Александр Александрович. – Тогда же началось формирование КСП как независимой от законодательного собрания региона структуры.
- А эта независимость, как вы сказали, отразилась на взглядах, суждениях, может быть, подходах в работе проверяющих?
- Мы независимы по смыслу и по статусу, и это, безусловно, сказывается на нашей работе, в тоже время мы в тесном межведомственном взаимодействии с различными структурами, в первую очередь с правоохранительными. Но такая независимость для нас не главное. Главное - это содержание и качество работы, которое мы теперь сами формируем и поддерживаем. За пять лет мы приросли кадровым составом. На момент создания в КСП работало семь человек, а сегодня наш штат составляет 30 сотрудников. Формировались мы долго и сложно. Ведь, к сожалению, сегодня на рынке труда непросто найти толкового специалиста нашей специфики. При этом надо учитывать и уровень тех людей, с которыми мы работаем во время проверок. В основном это финансовые специалисты из органов исполнительной власти Архангельской области – министерств, агентств и других ведомств. Там работают отнюдь не практиканты, не случайные люди, а очень сильные профессионалы. Но это в свою очередь означает, что и сотрудники КСП должны соответствовать этому уровню, а лучше – превосходить его. Это очень сложно. Именно по этой причине мы очень долго формировали свой кадровый состав. Но, я считаю, что нам это удалось и сегодня Контрольно-счетная палата – это полноценная структура с целым комплексом возможностей, которая способна решать самый широкий круг вопросов в сфере финансового контроля.
- Каковы основные итоги работы Контрольно-счетной палаты, которые вы хотели бы отметить?
- Я не хочу глубоко останавливаться на цифрах - суммах нарушений и объемах взысканных средств, хотя если взять прошедший год, то сумма только по исполнительным листам судебных решений в пользу бюджета составляет более 100 млн. рублей. Это, скажем так, наши текущие результаты и они для меня не являются главными. Важнее другое. Важно то, что эти годы нам удалось сформировать опыт проведения контрольных мероприятий, а также алгоритм работы в судах, судебную практику. Ведь когда мы только были сформированы, такой статистики судебных решений попросту не существовало. Не только у нас, в Архангельской области, но думаю и во всей России, по крайней мере по ряду отраслевых расходов бюджета точно. Да и законодательство было на тот момент другим. Видя это, мы вместе со коллегами из областного правительства, правоохранительных структур начали нарабатывать определенные алгоритмы и подходы в проведении проверок, судебного сопровождения их материалов, которые способны дать дополнительный эффект. Мы их сначала разработали, затем апробировали, и сегодня, когда мы их применяем, это сказывается и на сроках проведения проверок, и на полноте картины, которая встает перед нашими глазами. Безусловно, мы эту систему корректировали, совершенствовали и продолжаем это делать. Но сам факт, что такой алгоритм у нас появился, делает работу эффективнее и стабильнее. Второй результат нашей работы, как я уже отметил, это сформированная база судебных решений. Такую задачу мы ставили перед собой еще в 2012 году. Для нас это было очень важно в силу того, что какие бы нарушения мы ни выявили, какую бы мы ни применяли классификацию злоупотреблений, если в конечном итоге наши выводы не реализуются в решении суда о возврате средств в бюджет, то КПД нашей работы – ноль. На сегодняшний день я могу уверенно сказать, что нами сформирована серьезная судебная практика в интересах областного бюджета. Причем эта судебная практика касается всех трех судебных инстанций и даже верховного суда. Когда мы только начинали эту работу, судебное сообщество не было глубоко погружено в нормы Бюджетного кодекса, такое создавалось ощущение. Гражданские дела, уголовные, административные, но не бюджетные. Эта ситуация, безусловно, касалась не только нас. Она была актуальная для всех регионов России. На сегодня, с учетом имеющейся картотеки судебных решений, Бюджетный кодекс занял свое место в своде других законов, представлен достаточно четко в судебных институтах. Еще одним позитивным моментом, который я хотел бы отметить, стало то, что мы подписали соглашения о сотрудничестве со всеми правоохранительными органами. МВД, прокуратура, следственный комитет - все эти структуры принимают самое деятельное участие в нашей работе. Достаточно будет сказать, что около 80 процентов наших контрольных мероприятий проводятся или по обращению правоохранительных органов или вместе с ними. Такая конструкция работы тоже появилась не с первого дня, но то, что она сейчас существует, говорит лишь о высоком уровне доверия к нашим специалистам и их авторитете.
- А как относятся к вам, к вашей работе главы муниципалитетов? Ведь чаще всего именно муниципальные власти становятся объектом вашего внимания.
- Здесь мы достигли, скажем так, серьезного профилактического эффекта. Ведь ни для кого не секрет, что главы муниципалитетов общаются между собой, в том числе и на эти темы. И благодаря в том числе и нашей работе у них формируется понимание того, что к бюджетным деньгам нельзя относиться презрительно. Они теперь понимают, что мы можем прийти и проверить - а все ли законно и эффективно в их ведомстве. И, в том случае, если это не так, негативные последствия для них лично будут неотвратимы. Да, они наступят не одномоментно, но то что они наступят обязательно - факт.
- В вашей работе вам помогают коллеги из муниципальных счетных палат? Ведь они формально от вас не зависят…
- У нас складываются партнерские отношения. Специфика лишь в том, что мы в своей работе делаем акцент на расходовании средств областного бюджета, а они - на средствах бюджета муниципального. Для координации работы у нас есть специальный совет, председателем которого я как раз и являюсь. На его заседаниях мы делимся опытом, информацией, осуществляем методологическое взаимодействие. Но основная наша работа проходит, конечно, дистанционно - область большая, в командировки не наездишься. Кстати, недавно в ходе этого общения мне стало известно, что в некоторых районах наблюдается очень интересная ситуация, которая, скорее всего, потребует и нашего вмешательства. Дело в том, что некоторые главы пытаются сократить расходы на содержание своих контрольных органов. Конечно, излишние траты бюджетных денег сейчас ни к чему, мы это прекрасно понимаем, но все дело в том, что там пытаются срезать финансирование контрольно-счетных палат ниже минимальных потребностей. Что произойдет в результате этого? Специалистам этих органов будет просто не под силу проводить полноценный внешний финансовый контроль за расходованием средств бюджета - у них для этого не хватит ни людских ресурсов, ни организационных, ни финансовых. Мы пока не знаем - умышленно это делается или нет, но попробуем в этом разобраться. Ведь, на мой взгляд, из-за таких действий создается серьезный риск того, что бюджетные средства в ряде районов будут расходоваться без должного внешнего контроля, а значит, они будут не застрахованы от неэффективных трат. А они в свою очередь, как раз не добавляют муниципальной казне финансовой устойчивости. Контрольно-счетный орган как раз страхует муниципалитет от подобных трат и тем более от очевидных злоупотреблений. Ведь стерильных от нарушений бюджетов не бывает, поверьте мне.
- Спасибо и удачи вам!