Новости    ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

14.03.2018

Завершена проверка в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Контрольно-счетной палатой Архангельской области (далее КСП АО) завершена проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий, утвержденных в составе государственных программ Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области (2014-2020 годы), "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области (2014 – 2020 годы)" в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Минлеспром АО).

Проверочные действия осуществлялись совместно с прокуратурой Архангельской области. Объектами контроля кроме Минлеспрома АО являлись: государственное автономное учреждение Архангельской области "Единый лесопожарный центр»; государственные казённые учреждения Архангельской области, подведомственные Минлеспрому АО (лесничества); территориальный орган министерства природы и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами; ООО «Поморский лесной технопарк». В результате проверочных действий установлено следующее.

Минлеспромом АО, как ответственным исполнителем государственной программы "Развитие лесного комплекса Архангельской области (2014 - 2020 годы)", не обеспечено достижение ряда целевых показателей государственной программы, в частности по итогам 2014, 2016 г.г. не выполнен показатель характеризующий организацию использования лесов расположенных на землях лесного фонда - «доля площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда». За период 2014-2016 гг. не достигнут показатель «отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины», при том, указанные показатели являются одними из установленных для субъекта критериев эффективности по осуществлению переданных ему полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Более того, установлено, что в нарушение требований государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы" не все целевые показатели мероприятий госпрограммы Архангельской области разработаны и отражены в программе, как это требует Госпрограмма Российской Федерации: из 14-ти показателей (индикаторов), установленных Госпрограммой РФ, предусмотрены - 7 , из них 4 - не выполнены.

Так же отмечено, что показатель по объему платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, установленный на 2016 год региональной программой и Лесным планом Архангельской области, не согласуется с показателем Госпрограммы РФ или меньше показателя, установленного для Архангельской области на 9,02 руб./га. Указанный показатель является одним из критериев, характеризующих финансово-экономическую деятельность по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Проверкой установлено, что территориальным органом Минлеспрома АО – управлением лесничествами, как администратором доходов бюджетной системы не осуществлялись в период 2016 и 2017 годов надлежащим образом возложенные на управление лесничествами полномочия в части организации и обеспечения работы по администрированию платежей от использования лесов, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации. Основанием для такого вывода послужили результаты проверки в указанной части лесничеств: составление отчетности, ведение учета и контроля за поступлением доходов в бюджетную систему осуществлялось казенными учреждениями, подведомственными Минлеспрому АО.

В ходе анализа правовых актов, регулирующих деятельность государственных органов и казенных учреждений, а также порядка их взаимоотношений отмечен ряд недостатков, отсутствие четких формулировок по полномочиям, наличие выполнения однородных функций. Совместно с представителями межрайонной природоохранной прокуратуры Архангельской области проведены встречные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет проверки целевого использования древесины, заготовленной ими в исключительных случаях для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Установлены факты не соблюдения условий использования древесины или на цели, не предусмотренные исключительным случаем, например, в виде оплаты за выполненные работы по заготовке древесины. Государственные казенные учреждения – лесничества не осуществляли должный контроль за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях, не привлекали к административной ответственности лиц, допустивших нецелевое использование древесины.

Особый акцент проверки обращен на выполнение хозяйствующими субъектами условий соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере лесных отношений в интересах социально-экономического развития Архангельской области, заключенных Правительством Архангельской области и хозяйствующими субъектами. Установлено, что предмет таких соглашений не соответствует требованиям Закона Архангельской области от 14.03.2007 № 320-16-ОЗ "О договорах и соглашениях Архангельской области", а условия соглашений налагают на стороны финансовые обязательства. В действиях по заключению соглашений имеются также признаки нарушения антимонопольного законодательства в части необоснованного предоставления преференций. Снижение размера арендной платы для участников соглашений является имущественной льготой и обеспечивает участникам более выгодные условия деятельности по сравнению с другими организациями, уплачивающими арендную плату на общих условиях.

В ходе встречной проверки в ООО «Поморский лесной технопарк» проведен анализ реализации обществом приоритетного инвестиционного проекта «Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье»; подтверждены факты, явившиеся для Министерства промышленности и торговли РФ основанием для исключения указанного проекта из перечня приоритетных проектов в области лесных отношений. Отмечен ненадлежащий контроль Минлеспрома АО за ходом реализации инвестором приоритетного проекта. При этом, следует отметить, что в нормативном правовом акте Архангельской области, регулирующем реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, требование о необходимости проведении контрольных мероприятий для подтверждения фактического положения дел на месте реализации инвестиционного проекта упущено.

По факту выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же в целях предупреждения нарушений в адрес объектов проверки и министерств, уполномоченных контролировать исполнение условий соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере лесных отношений, вынесены представления. Материалы проверки направлены в правоохранительные органы. Информация о результатах проверки направлена Правительству Архангельской области.


Возврат к списку