Правомерность выводов контрольно-счетной палаты подтверждена судами трех инстанций
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2018 года кассационная жалоба администрации Вельского района оставлена без удовлетворения, решения нижестоящих судов оставлены без изменения.
Основанием для обжалования администрация Вельского района посчитала выводы КСП АО по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных государственной программой Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области на 2013-2018 годы», долгосрочной целевой программой Архангельской области «Строительство и капитальный ремонт образовательных организаций в Архангельской области и Ненецком автономном округе на 2012-2018 годы», направленных муниципальному образованию «Вельский муниципальный район» на проектирование и строительство детского сада на 120 мест в г. Вельске».
В рамках контрольного мероприятия сотрудниками КСП АО установлено, что подрядчик предъявил к оплате, а администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» (заказчик) оплатила фактически не выполненные работы на общую сумму 166 817,52 руб., кроме этого приняты к оплате и оплачены не подтвержденные отчетными документами командировочные расходы в сумме 2 938 267,72 руб., возвратный материал (древесина) на сумму 157 407 руб. не возвращен заказчику.
В ходе судебных заседаний администрацией в обоснование своей позиции представлялись акты ф. КС-2, составленные спустя более 6 месяцев с момента окончания строительства и согласованной сторонами по контракту приемки результата работ.
Данные документы содержат работы, расчеты, отклоняющиеся от фактических обстоятельств, подтвержденных результатами осмотра объекта строительства, а также документами, составленными в ходе исполнения контракта (акты, справки, счета).
Судами всех инстанций поддержана позиция КСП АО о том, что документы, оформленные после приемки объекта и отклоняющиеся от фактических обстоятельств, не могут являться доказательствами по делу.
Исходя из того, что данные документы появились после применения к заявителю мер, предусмотренных БК РФ (бюджетных мер принуждения в виде сокращения предоставления межбюджетных трансфертов), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (вынесение представления с требованием о возврате), действия администрации Вельского района по предъявлению таких документов нельзя назвать добросовестным поведением.
Оценивая поведение администрации Вельского района, как заявителя, контрольно-счетная палата приходит к выводу о наличии в его действиях злоупотребления правом, поскольку при установлении факта предъявления к оплате невыполненных работ ожидаемым поведением администрации, как заказчика работ, является проведение претензионной работы по взысканию с подрядчика излишне уплаченных сумм или вменению ему обязанности устранить выявленные недостатки работ, но никак не искажение установленных фактов путем составления новых документов в попытке избежать применяемой к нему ответственности.
Подобное поведение администрации Вельского района усугубляется тем обстоятельством, что при оплате невыполненных работ были использованы бюджетные средства, расходование которых должно осуществляться с повышенным вниманием и большей ответственностью. Тем не менее, бюджетные средства в размере сумм выявленных нарушений незаконно оказались у подрядчика, при этом, администрацией предпринимались действия по приданию законности направления этих средств.
Несмотря на действия администрации Вельского района, правомерность выводов контрольно-счетной палаты подтверждена судами трех инстанций.