Итоги совместной проверки
Контрольно-счетной палатой Архангельской области завершена совместная с правоохранительными органами проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Архангельской области «Фармация».
В ходе проверки осуществлен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также проведена проверка использования средств областного бюджета и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области, предусмотренных на приобретение лекарственных средств, медицинского оборудования и изделий медицинского назначения.
В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности выявлены расходы и потери (на персональные выплаты, прочие расходы, расходы от не вовлечения имущества в хозяйственный оборот, штрафы), произведенные ГУПАО «Фармация» в 2017-2018 годах, которые повлияли на уменьшение размера (величины) чистой прибыли и расчетного размера не поступившей в областной бюджет части прибыли за 2017 год в сумме 1 828 тыс.руб. и прогнозной величины части прибыли за 2018 год - 2 492 тыс.руб.
Целью принятия областного закона от 19.02.2018 № 605-41-ОЗ при определении ГУПАО «Фармация» в качестве единственного поставщика (исполнителя) за счет всех источников финансирования для государственных медицинских организаций Архангельской области, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, продуктами питания, экстемпоральными лекарственными формами являлось повышение эффективности системы лекарственного обеспечения жителей Архангельской области за счет сокращения финансовых, организационных, временных и учетных затрат, с учетом следующих задач:
- единая система контроля по обеспечению жителей Архангельской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;
- единая система перераспределения между медицинскими организациями невостребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- равные условия безопасности и качества лекарственных препаратов;
- сокращение срока получения лекарственных препаратов, медицинских изделий с 3 месяцев до 2-3 недель с момента заявки до момента получения;
- экономия финансовых средств;
- доступность лекарственного обеспечения населения Архангельской области;
- единая система учета лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе персонифицированный учет (1 квартал 2019 года).
При проведении встречных проверок в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Архангельской области, в ходе которых был проанализирован процесс заключения и исполнения контрактов на оказание услуг ГУПАО «Фармация» в качестве единственного поставщика (исполнителя), установлены многочисленные нарушения со стороны ГУПАО «Фармация», заключающиеся в систематическом неисполнении (несвоевременном исполнении) обязательств по заключенным контрактам.
Согласно условиям контрактов, заключенным на основании типовой формы, разработанной министерством здравоохранения Архангельской области, сроки исполнения заявок, направляемых заказчиком в адрес ГУПАО «Фармация», установлены следующим образом:
- плановые заявки обеспечиваются в течение 40 рабочих дней со дня принятия;
- срочные заявки обеспечиваются в течение 3 календарных дней со дня принятия.
Проверками установлено, что по заключенным с предприятием контрактам исполнение заявок на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и прочими товарами происходит либо в большие сроки, либо не происходит вовсе, что неблагоприятным образом влияет на выполнение медицинскими организациями своих функций (ведет к невозможности полноценного обеспечения лечебного процесса). Установлены факты отпуска предприятием и приемки учреждением лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения или иного товара по стоимости, отличной от цены, указанной в контрактах.
При выборочном анализе стоимости лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, поставляемых ГУПАО «Фармация» в рамках контрактов, заключенных с предприятием как с единственным поставщиком (исполнителем) и контрактами, способом определения поставщика у которого являлся электронный аукцион, выявлено превышение стоимости отдельных наименований от 2 до 78%.
Подпунктами 7) и 8) пункта 5 Порядка № 130-пп предприятию предусмотрено требование по установке и сопровождению программного обеспечения, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечивающего считывание штрихкода и персонифицированный учет отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий, взаимосвязь в режиме текущего времени между ГУПАО «Фармация» и медицинскими организациями, и обучение специалистов работе с программным обеспечением.
Согласно информации медицинских организаций Архангельской области установка и сопровождение программного обеспечения, обеспечивающего взаимосвязь в режиме текущего времени между медицинскими организациями и ГУПАО «Фармация», а также обучение специалистов медицинских организаций работе с программным обеспечением предприятием не осуществлялись. Программный продукт не используется, не применяется во взаимодействии с ГУПАО «Фармация», обучение сотрудникам медицинских организаций не предлагалось, соответственно требования подпунктов 7) и 8) пункта 5 Порядка № 130-пп к ГУПАО «Фармации» по установке и сопровождению программного обеспечения, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечивающего считывание штрихкода и персонифицированный учет отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий, взаимосвязь в режиме текущего времени между ГУПАО «Фармация» и медицинскими организациями, и обучение специалистов работе с программным обеспечением, не выполняются.
Цель принятия областного закона от 19.02.2018 № 605-41-ОЗ при определении ГУПАО «Фармация» в качестве единственного поставщика (исполнителя) − повышение эффективности системы лекарственного обеспечения жителей Архангельской области за счет сокращения финансовых, организационных, временных и учетных затрат – в полной мере не достигнута.
По результатам проверки в адрес Правительства Архангельской области, министерства имущественных отношений и министерства здравоохранения, областного Собрания депутатов направлены информационные письма. Информация о выявленных нарушениях направлена в УФАС по Архангельской области, в прокуратуру Архангельской области.