Новости    ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

15.10.2020

Завершена проверка результативности мер господдержки на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок

Контрольно-счетной палатой Архангельской области в соответствии с планом экспертно-аналитической и контрольной деятельности на 2020 год проведено совместно со Счетной палатой Российской Федерации контрольное мероприятие «Проверка результативности мер государственной поддержки, направленных на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок».

Основанием проведения Счетной палатой Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации контрольных действий явилось поручение Президента Российской Федерации от 7 декабря 2019 г.

С целью оценки доступности услуг воздушного транспорта населения по критериям, а также оценки удовлетворенности граждан реализацией мероприятий по доступности местных воздушных перевозок населения на сайте контрольно-счетной палаты Архангельской области проведен опрос. В круг опрашиваемых лиц включены граждане, проживающих на территории муниципальных образований Архангельской области: Лешуконского, Мезенского, Приморского (в том числе МО «Соловецкое»).

Выявлено наличие множества правовых актов Правительства Архангельской области, регулирующих вопросы организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом, содержащих в себе концептуальные основы, без фактического закрепления полномочий и без должной актуализации во времени действия таких актов, обязанностей по их реализации. Выполнение органами власти Архангельской области отдельных мероприятий правового, экономического, организационно-распорядительного характера, направленных на удовлетворение потребностей населения в перевозках воздушным транспортом, не свидетельствует о комплексном подходе при реализации полномочий в обозначенной сфере и указывает на отсутствие единого подхода к системе транспортного обслуживания населения воздушным транспортом.

Кроме того, отмечена необходимость воплощения задачи по развитию и восстановлению наземной инфраструктуры воздушного транспорта на территории Архангельской области, а также определение наиболее рациональной модели организации (реорганизации) воздушного транспорта на территории области, включающей и предусматривающей средства на модернизацию и реконструкцию посадочных площадок как приоритетное направление стратегического развития.

По вопросу проверки результативности использования субсидий на возмещение авиакомпаниям недополученных доходов от авиаперевозок в труднодоступные районы Архангельской области, а также мер, принимаемых Акционерным обществом «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» по обновлению авиапарка, отмечено, что АО «2-ой Архангельский ОАО» в пополнении и обновлении парка воздушных судов использует механизм лизинга. Оплата лизинговых платежей занимает существенный удельный вес в затратах общества и, как следствие, влияет на рост субсидий по возмещению выпадающих доходов на субсидируемых маршрутах. По прогнозам министерства транспорта Архангельской области увеличение расходной части областного бюджета на возмещение недополученных доходов авиаперевозчиков к 2025 году возрастет до 419,5 млн. рублей, что указывает на необходимость в дальнейшем софинансирования выпадающих доходов местных авиаперевозчиков из средств федерального бюджета.

Из выводов проверки: наличие государственных мер поддержки, направленных Архангельской областью на субсидирование авиаперевозок пассажиров в труднодоступных районах области, не достаточно для покрытия потребности в средствах в целях комплексного осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок, обновления парка воздушных судов.

В ходе контрольного мероприятия выявлен ряд недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и соглашений министерством транспорта Архангельской области, Акционерным обществом «2-ой Архангельский авиаотряд».

Поскольку Акционерным обществом «2-ой Архангельский авиаотряд» нарушены положения Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом1, договоров о предоставлении из областного бюджета соответствующих субсидий в части ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, министерством транспорта Архангельской области не выполнена обязанность по контролю за соблюдением Акционерным обществом «2-ой Архангельский авиаотряд» установленных условий предоставления субсидии.

По результатам совместного контрольного мероприятия в адрес Счетной палаты Российской Федерации направлены выводы и предложения для включения в сводный отчет, в адрес Правительства Архангельской, области, Архангельского областного Собрания депутатов направлены информационные письма.

В целях устранения выявленных контрольно-счетной палатой Архангельской области недостатков и нарушений, а также в целях обеспечения принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в адрес министерства транспорта Архангельской области направлено представление.

1 Порядок утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 463-пп


Возврат к списку