О незавершенном строительстве
Контрольно-счетной палатой Архангельской области на постоянной основе проводится мониторинг объектов незавершенного строительства.
По состоянию на 01.01.2020 общее число объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной (муниципальной) собственности в Архангельской области, составило 554 объекта с объемом капитальных вложений 15,6 млрд. руб. За 2019 год число ОНС увеличилось на 105 объектов, в том числе за счет роста числа ОНС, строительство которых приостановлено, на 68 объектов.
Анализ бюджетной отчетности, а также анализ исполнения бюджета за последние три года выявил следующие основные проблемы, характерные для объектов незавершенного строительства в Архангельской области:
– в нарушение требований пункта 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ консервация объектов незавершенных строительством в основном не осуществляется. Непроведение мероприятий по консервации ОНС способствует разрушению и расхищению созданных конструкций, а также снижению их прочности в результате воздействия климатических факторов;
– искажение показателей бюджетной (финансовой) отчетности, нарушения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку на балансе многих главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных районов и городских округов в составе ОНС учтено значительное число объектов, которые фактически завершены строительством и введены в эксплуатацию, но по ряду причин не получили правоустанавливающие документы для учета их в качестве объектов основных средств. Вновь построенные объекты эксплуатируются без разрешения на ввод в эксплуатацию, что является нарушением п.2. ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и, как следствие, нарушением ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (эксплуатация без оформления вещных прав);
– в составе ОНС учтен значительный объем вложений в разработку проектной документации, которая впоследствии не была реализована. Исходя из того, что нормативно-правовая база, регулирующая сферу строительства, крайне мобильна и постоянно изменяется, существует риск того, что для строительства объектов капитального строительства необходимы будут дополнительные бюджетные средства на корректировку потерявшей актуальность проектной документации либо на разработку новой взамен неактуальной;
– балансодержатели ОНС несут значительные затраты по обеспечению сохранности таких объектов.
По мнению КСП АО, основные причины значительного объема незавершенного строительства в Архангельской области это:
– системные недостатки при формировании и реализации областной адресной инвестиционной программы (ОАИП);
– включение в ОАИП новых объектов капитального строительства при наличии не обеспеченных финансированием незавершенных объектов, что свидетельствует о недостатках бюджетного планирования государственных (муниципальных) инвестиций при формировании и реализации инвестиционной программы, создает риски удорожания объектов, в том числе за счет дополнительных расходов на консервацию или хранение недостроенных объектов;
– формальное проведение инвентаризации ОНС.
Счетная палата РФ держит эту тему на особом контроле: масштабный анализ ситуации, системные проблемы размещены в Бюллетене Счетной палаты РФ на сайте ведомства по ссылке