Завершена проверка ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Контрольно-счетной палатой Архангельской области завершена проверка расходования бюджетных средств, направленных в 2019 году на реализацию мероприятия «Ликвидация несанкционированных свалок в Архангельской области» в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области».
Реализация мероприятия осуществлялась министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – министерство) по государственному контракту от 03.09.2019 № 23 на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов (захламлений) на землях лесного фонда по судебным решениям (далее – контракт), заключенному с ООО «ЭКОЛАЙН» (далее – исполнитель) на сумму 184,4 млн. руб.
Контрактом предусматривалась оплата фактически вывезенного объема отходов в пределах цены контракта, при этом необходимо было ликвидировать 43,8 тыс. м³ отходов с 282, 6 тыс. м² площади на землях лесного фонда на 45 объектах, расположенных в 10 муниципальных образованиях области.
По результатам исполнения контракта ликвидация отходов была осуществлена только с 16 мест размещения отходов (далее – объект) из 45 заявленных в контракте. При этом объем вывезенных отходов оказался на 33,1 тыс. м³ больше, чем в контракте.
Установлено, что оценка фактического объема отходов или размеров мест размещения отходов осуществлялась только визуальным осмотром с указанием в контракте их примерного значения. Министерством не подтверждено наличие судебных решений по 25 объектам из 45, включенным в Контракт.
Услуги принимались министерством по данным исполнителя о перевезенных объемах и полигонов о полученных объемах, а также на основании оценки комиссии о ликвидации объекта. Однако фотоматериалы, сделанные до ликвидации объектов, не отражали размеры указанных объектов и глубину залегания мусора, а приемка большей части объектов осуществлялась уже после высыпания снега, что не позволяло оценить исполнение. Контракт не предусматривал непосредственный контроль министерства за объемом фактически оказанных услуг (например, с привлечением лесничеств) либо механизм фиксации исполнителем процесса оказания услуг.
В результате проверки одного из ликвидируемых объектов, на котором зафиксировано превышение объема отходов по сравнению с указанным в техническом задании к контракту, было установлено расхождение более, чем в 4 раза между данными статистической отчетности полигонов о принятых отходах с данными исполнителя по Контракту (полигон ООО «ТрансДорПроект»). Одновременно установлено, что основное количество отходов – отходы лесного производства – на полигон не поступили. Всего по указанному объекту фактический объем отходов превысил указанный в контракте в 34 раза.
Проверка показала, что на ряде полигонов отсутствует единый обязательный порядок ведения учета поступающих отходов, а утвержденный образец не соблюдался лицами, эксплуатирующими полигон. Представленные на момент проверки данные учета полигона в ученической тетради не подтвердили получение объема отходов, за вывоз которого министерством оплачено 99,3 млн. руб.
Также выявлено нарушение природоохранного законодательства (из 18 соисполнителей по контракту только двое имели лицензию на транспортирование отходов 1-4 класса опасности), данное условие контракта министерством не контролировалось.
По мнению КСП Архангельской области, именно недостаточное обследование объектов размещения отходов до заключения контракта и последующее отсутствие контроля за фактическим оказанием услуг, привело к возможности нарушений со стороны исполнителя (соисполнителей) по контракту, а значительное превышение объема отходов над указанным в техническом задании к контракту могло быть обусловлено не погрешностью визуального замера объемов отходов, а результатом мошеннических действий со стороны исполнителя (соисполнителей) по контракту.
По результатам контрольного мероприятия министерству направлено представление по отдельным нарушениям в области законодательства о закупках для государственных нужд, в адрес Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Архангельской области и прокуратуры Архангельской области направлена информация о признаках мошенничества в действиях исполнителя (соисполнителей) по контракту или лица, эксплуатирующего полигон, а также о возможных признаках халатного отношения должностных лиц министерства при планировании и контроле за исполнением мероприятия. В адрес Северного межрегионального управления Росприроднадзора направлена информация о нарушениях в деятельности полигона и нарушениях в области лицензионного законодательства.
В настоящее время в отношении одного из соисполнителей по контракту возбуждено уголовное дело в связи с осуществлением предпринимательской деятельности без лицензии.