Завершена очередная проверка расходования средств грантовой поддержки на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
Контрольно-счетной палатой Архангельской области завершена начатая в 2020 году проверка правомерности использования министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, выделяемых в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области.
Проверке подлежали два сельскохозяйственных (перерабатывающих) потребительских кооператива – получатели средств, соответственно, субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и в виде гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива и одно крестьянское (фермерское) хозяйство (далее – К(Ф)Х) – получатель гранта на создание и развитие К(Ф)Х.
В ходе контрольного мероприятия установлены недостатки и нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, совершенные как должностными лицами министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее – министерство АПК), так и получателями субсидий (грантов).
В нарушение ст. 34, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений Порядка предоставления грантов для развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, принятых обязательств в соглашении о предоставлении средств субсидий (грантов), СППК «Виледь» не обеспечена результативность использования бюджетных средств. Проверкой установлено, что кооператив начиная с 2017 года и по дату проверки (ноябрь 2020 года) сельскохозяйственную продукцию не производил и не реализовывал, тем самым не обеспечил прирост объема реализованной сельскохозяйственной продукции на 10 % к году, предшествующему году получения субсидии. Проверкой также установлено, что в проверяемом периоде (2017–2020 гг.) граждане, принятые в члены СППК «Виледь», фактически участия в хозяйственной деятельности кооператива не принимали. Сырое молоко на переработку отправлялось через СППК «Виледь» (транспортировалось) молокоперерабатывающим предприятиям только от одного участника кооператива, СПК «Никольск». При этом, исходя из норм, установленных законодательством о сельскохозяйственной кооперации, деятельностью перерабатывающего кооператива является то, что кооператив приобретает в свою собственность у своих членов произведённую ими сельскохозяйственную продукцию, перерабатывает её в другой вид товара и реализует его третьим лицам.
В ходе проверки законности предоставления и обоснованности использования средств гранта на поддержку начинающих фермеров установлено, что по данным отчетов о деятельности получателя средств гранта следует, что на дату окончания срока использования гранта, 14.12.2020 г., развитие проекта «Семейная ферма на 45 фуражных голов крупного рогатого скота» К(Ф)Х Лукиным А.Ю. не осуществлялось: отсутствует прирост дойных коров, объемов молока, прибыли, выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, достижение предусмотренного в бизнес-плане размера среднемесячной заработной платы. Тем самым главой К(Ф)Х условия соглашения от 30.05.2019 о реализации указанного проекта не выполнялись. При этом целью проекта, заявленного главой К(Ф)Х для участия в конкурсном отборе по предоставлению субсидии (грантов) малым формам хозяйствования являлось создание к концу 2023 года на территории Приморского района области фермерского хозяйства по производству 202,5 тонн молока (коровьего сырого) в год; организация цеха по переработке молока и молочных продуктов; строительство семейной фермы на 45 фуражных коров. Финансовая структура проекта составлена на общую сумму 32,4 млн. руб., в том числе средства гранта – 3,0 млн. руб.
По заявлению главы К(Ф)Х Лукина А.Ю. решением единой комиссии по проведению конкурсного отбора от 23.10.2019 наименование целей использования гранта (субсидии) изложено в соглашении в новой редакции: «поставка металлокаркаса животноводческого помещения и здания переработки, сумма расходов 3,3 млн. руб.», что противоречило требованиям законодательства, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, регионального Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров.
Осмотром в декабре 2020 года места строительства зафиксировано отсутствие построенной фермы, отсутствие оборудования коровника, оборудования для переработки молока, строительные работы, предусмотренные проектом, включая проведение водопровода и канализации, не выполнены. Фактически произведена установка металлокаркаса на фундаменты.
Проверкой установлено, что разрешение использования земельных участков, находящихся в аренде К(Ф)Х, имеет целевое назначение использования: для ведения огородничества и для индивидуальной жилой застройки. Таким образом, в силу требований классификатора видов разрешенного использования земельных участков и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Лисестровское» Приморского муниципального района Архангельской области, это не позволяет использовать указанные участки земли для содержание сельскохозяйственных животных.
Кроме того, в соответствии с Перечнем документов, подтверждающих целевое использование субсидии начинающими фермерами, целевое использование средств на приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий … и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрация должны подтверждаться, в том числе разрешением на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, актом приемки объектов капитального строительства, в случае необходимости получения таких документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие документы проверке не были представлены.
По итогам рассмотрения информации контрольно-счетной палаты о выявленных нарушениях К(Ф)Х Лукиным А.Ю. земельного и строительного законодательства при использовании земельных участков Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбудило в отношении главы К(Ф)Х административное производство по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ. Инспекцией государственного строительного надзора Архангельской области в отношении К(Ф)Х Лукина А.Ю. возбуждено административное производство по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ в связи с отсутствием разрешения на строительство объекта капитального сооружения.
На основании вышеизложенного целевое использование средств гранта К(Ф)Х Лукиным А.Ю. не подтверждается.
По результатам проверки выявлены недостатки региональных порядков, регламентирующих процесс предоставления грантов, наличие которых создает условия для недобросовестного поведения лиц, заявляющихся на получение бюджетных средств. Так, в случае направления средств на строительство, ремонт, переустройство, приобретение зданий, сооружений, помещений, инженерных сетей, заграждений Порядком не предусмотрена необходимость соответствия разрешенного использования находящихся у получателя гранта земельных участков планируемой на средства гранта деятельности. Положения действующего Порядка также не содержат требования о предоставлении разрешения на строительство таких объектов (в случае необходимости его получения в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации).
В целях устранения выявленных недостатков и нарушений, в том числе недостатков порядков предоставления субсидий и грантов, принятия мер к их устранению в адрес министерства АПК направлено представление. Информация о фактах нарушений, имеющих признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, предоставлена в правоохранительные органы. По факту нецелевого расходования бюджетных средств планируется возбудить производство по делам об административных правонарушениях.