Новости    ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

07.04.2021

О подтверждении судами выводов контрольно-счетной палаты о нарушении бюджетного законодательства при использовании субсидий в сфере сельского хозяйства

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.03.2021 оставлено без изменения решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.07.2020 по делу № А05-1458/2020, которым в пользу министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каменева А.В. взыскано 975 458,50 руб.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами контрольно-счетной палаты и нижестоящих судов о нарушении Каменевым А.В., продававшим сырое молоко населению без проведения его ветеринарно-санитарной экспертизы, условий предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве о необходимости соответствия реализуемого молока санитарным правилам, техническим регламентам.

Как следует из материалов дела, а также из данных проверки контрольно-счетной палаты, проведенной в 2019 году по вопросу правомерности использования сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, выделяемых в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области, в январе 2018 года между министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, главой крестьянского (фермерского) хозяйства и администрацией Плесецкого района было заключено соглашение о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий для частичного возмещения расходов на производство и реализацию молока.

При получении субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, услуг правила предоставления субсидий предусматривают для получателей бюджетных средств выполнение ряда требований: достижение значений показателей по среднемесячной заработной плате, созданию новых рабочих мест, по поголовью крупного рогатого скота, подтверждение объемов реализованного молока. При этом, получатели средств субсидий обязаны обеспечить полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство АПК и торговли.

Согласно отчету о выполнении производственно-финансовых показателей К(Ф)Х Каменев А.В., представленному в министерство по состоянию на 01.01.2019, объем производства по молоку составил 340 481 килограмм. Заявлено к субсидированию 335 971 кг молока. 292 281 кг молока (или 87%) реализовано населению, а остальное на маслозавод «Каргопольский» и в учреждение системы УФСИН. Всего за 2018 год министерством АПК и торговли на счет К(Ф)Х Каменева А.В. перечислено 1 279, 45 тыс. руб.

В ходе проверки главы КФХ контрольно-счетной палатой были исследованы сведения о заявленных к субсидированию объемах молока, в результате чего установлено, что объемы производства молока, указанные в справках-расчетах как отпущенные населению (с автомобиля с цистерной), не подтверждены какими-либо документами (в том числе ветеринарно-сопроводительной документацией), содержащими сведения о его производстве. Иными словами, установлено, что для получения субсидии в объемы реализованной продукции фермером включено реализованное населению сырое молоко в количестве 292 281 кг без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, то есть не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам. Вышеизложенное в итоге стало основанием для возврата денежных средств в областной бюджет. На указанный объем молока приходится большая часть субсидий - 1 110,42 тыс. руб. По оценке проверяющих, министерство перечислило их, не убедившись в полноте и достоверности информации фермера. На основании выявленных нарушений контрольно-счетная палата пришла к выводу о переплате субсидий главе КФХ в указанном размере.

Изложенное подтверждается также разъяснениями суда в материалах арбитражного дела: «продавая сырое молоко из автоцистерн в тару покупателей, продавцы обязаны предъявить им документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы». В противном случае не подтверждается, что молоко соответствует по качеству государственным стандартам, медико-биологическим и санитарным нормам. Цитируя журналиста, освещавшего в еженедельнике соответствующий прецедент: «Проще говоря, люди покупали товар «на доверии», на свой страх и риск».

Во исполнение требований контрольно-счетной палаты о принятии обеспечительных мер по возврату в областной бюджет средств государственной поддержки (субсидии) в размере 1 110,42 тыс. руб., использованных с нарушением условий их предоставления, министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области направило главе КФХ требование о возврате субсидии, однако оно не было исполнено в установленный срок, что и стало основанием для обращения министерства в суд.

При этом необходимо отметить формальное участие истца по делу, занимающего в ходе рассмотрения арбитражного дела неактивную процессуальную сторону, что свидетельствовало об отсутствии у него правового интереса в рассмотрении дела, которое длилось больше года и прошло три судебные инстанции. Контрольно-счетная палата Архангельской области привлекалась к участию в деле в качестве третьего лица, однако фактически ею выполнялись роль и функции истца в части обоснования заявленных требований, представления пояснений и доказательств по делу, изложение позиции при обжаловании судебного акта.

Выводы контрольно-счетной палаты Архангельской области подтверждены судами всех трех инстанций: ветеринарно-санитарная экспертиза сырого «непромышленного» молока перед его реализацией должна быть проведена обязательно – такая норма есть, в частности, в законе Российской Федерации «О ветеринарии», федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов», техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». Об этом следует информировать покупателя.

Лабораторные испытания молока не подменяют собой ветеринарно-санитарную экспертизу, ведь она предполагает получение и другой информации, например, о ветеринарном благополучии фермы, здоровье коров, состоянии емкостей с молоком и т. д. Кроме того, суды также отклонили довод главы К(Ф)Х относительно отсутствия необходимости оформления ветеринарно-сопроводительных документов при реализации молока населению для личного потребления, указав, что фермер неоднократно предупреждался о запрете реализации молока населению вне рынков и без документов о ветеринарно-санитарной экспертизе, что подтверждается памяткой Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, с которой Каменев А.В. был ознакомлен лично.

Поскольку качество реализованного молока за 4 квартал 2018 года частично было подтверждено фермером в ходе судебного разбирательства, суды сочли необоснованным требование министерства в части возврата излишне перечисленной суммы субсидии за 4 кв. 2018 года в размере 137, 96 тыс. руб. Таким образом, судами на основании материалов дела было установлено, что главой КФХ для получения субсидии в объемы реализованной продукции включено молоко в количестве 248 744 кг, отпущенное населению в нарушение установленных требований, без проведения его ветеринарно-санитарной экспертизы, не соответствующее техническим регламентам, что привело к нарушению фермером условия предоставления субсидии и к излишнему перечислению средств бюджета в размере 975, 46 тыс. руб.

В дополнение следует отметить, что постановлением мирового судьи судебного участка №2 Плесецкого судебного района Архангельской области от 15.12.2020 г. глава К(Ф)Х Каменев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, наказан штрафом в размере 10 000 руб.


Возврат к списку