Об итогах проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления средств субсидий юридическим лицам и исполнения концессионером обязательств концессионного соглашения в сфере теплоснабжения
Контрольно-счетной палатой Архангельской области завершена проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий в рамках подпрограммы «Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» государственной программы «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области».
Объектами проверки являлись министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – Министерство), общество с ограниченной ответственностью «Предприятие котельных и тепловых сетей» (далее – Общество, ООО «ПКТС»).
В рамках контрольного мероприятия осуществлена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления в 2022 году и истекшем периоде 2023 года субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В программу контрольных действий включена также проверка исполнения Обществом обязательств при реализации Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения от 16.02.2016 (далее – Соглашение от 16.02.2016) и, соответственно, мероприятий инвестиционной программы в сфере теплоснабжения на 2017–2025 годы.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения порядка и условий предоставления из бюджета Архангельской области субсидий юридическим лицам на общую сумму 1,17 млн руб.
Представления с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по их устранению, а также меры по устранению причин и условий выявленных нарушений направлены в адрес министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, директора ООО «ПКТС».
По вопросу исполнения обязательств по реконструкции объектов теплоснабжения в рамках Соглашения от 16.02.2016 установлено следующее.
Предельный размер расходов на реконструкцию объектов теплоснабжения, осуществляемых в течение десятилетнего срока действия Соглашения, составляет 89,7 млн руб. За период 2016–2022 гг. фактические расходы Общества на реализацию инвестиционных мероприятий составили 51,6 млн руб., или 57,5 % от стоимости реконструкции объектов.
В ходе контрольного мероприятия концедентом предоставлены регистры бухгалтерского учета, отражающие сметную стоимость создания (реконструкции), в разрезе объектов концессии. При этом в указанных выше регистрах бухгалтерского учета изменения не отражены как по количеству списанного имущества концедентом и переданного (возвращенного) концессионером концеденту, так и по стоимости имущества. Регистры бухгалтерского учета, на которых учитывается фактическая сумма произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объектов Соглашения от 16.02.2016, отсутствуют, чем нарушаются требования Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. № 162н, и Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения", утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июня 2018 г. № 146н.
Во исполнение обязательств Соглашения от 16.02.2016, положений статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концедентом осуществлялся контроль за соблюдением концессионером условий, о чем оформлены акты о результатах контроля за 2021 год и за 2022 год.
Выявленные по результатам контрольного мероприятия факты неисполнения Обществом отдельных инвестиционных мероприятий в установленные сроки, наличие отклонений в технико-экономических показателях объектов теплоснабжения свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны концедента за ходом реализации инвестиционных мероприятий и достижением показателей Соглашения от 16.02.2016 в отношении объектов теплоснабжения.
Информация об исполнении Обществом инвестиционной программы направлена в адрес Министерства и прокуратуры Онежского района Архангельской области (в части контроля органом местного самоуправления за использованием имущества муниципального образования).